На каком топливе мы ездим?

Октановое число — показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива для двигателей внутреннего сгорания. Число равно содержанию (в процентах по объёму) изооктана (2,2,4-триметилпентана) в его смеси с н-гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытаний.

Изооктан трудно окисляется даже при высоких степенях сжатия, и его детонационная стойкость условно принята за 100 единиц. Сгорание в двигателе н-гептана даже при невысоких степенях сжатия сопровождается детонацией, поэтому его детонационная стойкость принята за 0. Для бензинов с октановым числом выше 100 создана условная шкала, в которой используют изооктан с добавлением различных количеств тетраэтилсвинца.
Содержание
* 1 Испытание топлива
* 2 Виды октановых чисел: ОЧИ и ОЧМ
* 3 Значения октанового числа углеводородов и различных видов топлива
* 4 Распределение октанового числа
o 4.1 Литература
* 5 См. также

Испытание топлива

Испытания на детонационную стойкость проводят или на полноразмерном автомобильном двигателе, или на специальных установках с одноцилиндровым двигателем. На полноразмерных двигателях при стендовых испытаниях определяют т. н. фактическое октановое число (ФОЧ), а в дорожных условиях — дорожное октановое число (ДОЧ). На специальных установках с одноцилиндровым двигателем определение октанового числа принято проводить в двух режимах: более жёсткий (моторный метод) и менее жёсткий (исследовательский метод). Октановое число топлива, установленное исследовательским методом, как правило, несколько выше, чем октановое число, установленное моторным методом. Точность определения октанового числа, более правильно именуемая воспроизводимостью, составляет единицу. Это означает, что бензин с октановым числом 93 может показать на другой установке при соблюдении всех требований метода определения октанового числа (ASTM D2699, ASTM D2700, EN 25163, ISO 5163, ISO 5164, ГОСТ 511, ГОСТ 8226) совсем другую величину, например 92. Существенным является то, что обе величины, 93 и 92, являются и точными, и правильными и при этом относятся к одному и тому же образцу топлива.
[править] Виды октановых чисел: ОЧИ и ОЧМ

Исследовательское октановое число (ОЧИ) определяется на одноцилиндровой установке с переменной степенью сжатия, называемой УИТ-65 или УИТ-85, при частоте вращения коленчатого вала 600 об/мин. Оно показывает, как ведёт себя бензин в режимах малых и средних нагрузок.

Моторное октановое число (ОЧМ) определяется так же, но частота вращения коленвала повышается до 900 об/мин, а смесь предварительно подогревается. ОЧМ, за редким исключением, меньше, чем ОЧИ. ОЧМ характеризует поведение бензина на режимах больших нагрузок.
  • 0
  • 8 января 2010, 16:57
  • Serj

Комментарии (15)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Значения октанового числа углеводородов и различных видов топлива

Вещество - ОЧМ - ОЧИ
Метан - 110,0 - 107,5
Пропан - 100,0 - 105,7
Бутан - 91,0 - 93,6
Изобутан - 99,0 - 101,1
Пентан - 61,7 - 61,7
Пентан(2-Метилбутан) - 90,3 - 92,3
2,2,3-Триметилбутан - 101,0 - 105,0
1-Пентен - 77,1 - 90,9
2-Метил-1-бутен - 81,9 - 101,3
2-Метил-2-бутен - 84,7 - 97,3
Метилциклопентан - 80,0 - 91,3
Циклогексан - 77,2 - 83,0
Бензол - 111,6 - 113,0
Толуол - 102,1 - 115,7
Бензины прямой перегонки - 41-56 - 43-58
Бензины термического крекинга - 65-70 - 70-75
Бензины каталитического крекинга - 75-81 - 80-85
Бензины каталитического риформинга - 77-86 - 83-97
Бензин АИ-80 - 76 - 80
Бензин АИ-92 - 83,5 - 92
Полимербензин - 85 - 100
Алкилат - 90 - 92
Алкилбензол - 100 - 107
Этанол - 100 - 105
Метил-трет-бутиловый эфир - 117 - *

(*) Октановое число было определено при смешении с бензином.

Разность между ОЧИ и ОЧМ характеризует чувствительность топлива к режиму работы двигателя.
Распределение октанового числа

Поскольку при эксплуатации полноразмерного двигателя при переменных режимах происходит фракционирование бензина, необходимо раздельно оценивать детонационную стойкость его различных фракций. Октановое число бензина, с учётом его фракционирования в двигателе, получило название «распределение октанового числа» (ОЧР). В связи со сложностью определения октанового числа на двигателях, разработаны методы косвенной оценки детонационной стойкости по физико-химическим показателям и характеристикам низкотемпературной реакции газофазного окисления, имитирующего предпламенные процессы.

Углеводороды, которые содержатся в топливах, значительно различаются по детонационной стойкости: наибольшее октановое число имеют ароматические углеводороды и парафиновые углеводороды (алканы) разветвлённого строения, наименьшее октановое число имеют парафиновые углеводороды нормального строения. Топлива нефтяного происхождения, полученные каталитическим риформингом и крекингом, имеют более высокие октановые числа, чем полученные при прямой перегонке.

Для повышения октанового числа топлив используются высокооктановые компоненты и антидетонационные присадки. Многие из них (например, МТБЭ) испаряются легче, чем бензин, что приводит к интересному эффекту у машин с негерметичным бензобаком — по мере расходования топлива и испарения присадки октановое число бензина, оставшегося в баке, уменьшается на несколько единиц. Это приводит к лёгкому звону при полной мощности мотора (необорудованного датчиком детонации). Подавляющее большинство современных инжекторных двигателей имеют датчики детонации, позволяющие использовать любой бензин с октановым числом 91—98, в двигатели с высокой степенью сжатия можно заливать бензин с октановым числом не ниже 95 или даже 98.
avatar

Serj

  • 8 января 2010, 16:58
+
0
Цетановое число

Цетановое число — характеристика воспламеняемости дизельных топлив, определяющая период задержки воспламенения смеси (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения). Чем выше цетановое число, тем меньше задержка и тем более спокойно и плавно горит топливная смесь.

Цетановое число численно равно объёмной доле цетана (С16Н34, гексадекана), цетановое число которого принимается за 100, в смеси с α-метилнафталином (цетановое число которого, в свою очередь, равно 0).

Когда дизельное топливо характеризуется такой же воспламеняемостью, определённой на опытном двигателе (ASTM D 613, EN 5165, ISO 5165, ГОСТ 3122), что и модельная смесь этих двух углеводородов, цетановое число данного топлива считается равным % доли цетана в этой смеси. Чем оно больше, тем лучше воспламеняемость смеси при сжатии.

Оптимальную работу стандартных двигателей обеспечивают дизельные топлива с цетановым числом 40—55. При цетановом числе меньше 40 резко возрастает задержка воспламенения (время между началом впрыска и воспламенением топлива) и скорость нарастания давления в камере сгорания, увеличивается износ двигателя. Стандартное топливо характеризуется цетановым числом 40—45, а топливо высшего качества (премиальное) имеет цетановое число 45—50. Согласно российским стандартам, цетановое число летнего и зимнего дизтоплива должно быть не менее 45 единиц. Кроме того, технические условия для зимних сортов с депрессорными присадками разрешают выпуск арктического топлива с цетановым числом не менее 40.

Премиальное дизельное топливо более лёгкое, содержит больше легковоспламеняющихся лёгких фракций и поэтому более пригодно для запуска двигателя в холодную погоду, кроме того, отношение водорода к углероду в лёгких фракциях выше, поэтому при сгорании такого дизельного топлива образуется меньше дыма.

При цетановом числе больше 60 снижается полнота сгорания топлива, возрастает дымность выхлопных газов, повышается расход топлива.

В некоторой степени цетановое число зависит от группового состава топлива (доли парафинов, олефинов, нафтенов, ароматики). Парафины, способные к самовоспламенению при низких температурах, являются полезным компонентом дизельного топлива.
Измерение цетанового числа

Цетановое число, определённое на опытном двигателе (ASTM D 613, EN 5165, ISO 5165) являлось единственным надёжным методом определения качества дизельного топлива. В России разрешалось также использовать ГОСТ 3122, в котором добавлялась отечественная установка ИДТ-90, не прошедшая международных испытаний на воспроизводимость результатов. На основе результатов истинных определений цетанового числа топлива производилась калибровка так называемых неарбитражных приборов для экспресс определения цетанового числа. В основном это различного рода инфракрасные спектрометры. С 2009 года в EN590 и соответствующий российский ГОСТ вводится ещё один моторный метод ASTM D6890, EN 15195, который показывает хорошую сходимость со старым методом при улучшении точности, воспроизводимости и сокращении теста до 20 мин. Основной проблемой измерения цетанового числа немоторными методами является сильное влияние состава дизельного топлива. То есть моторный метод одинаково правильно определяет цетановое число любых видов топлив, а все экспресс анализаторы необходимо перекалибровывать при переходе, допустим, от классической солярки к биодизельному топливу.
avatar

Serj

  • 8 января 2010, 16:58
+
0
Серёг!
Сижу в Чушке, в Радиссоне... после 3х литров сидра, за партией в покер с корешами, допивая отличный крепкий Строх.
и вот проверяя во время очередного "ПАСС" контакт натыкаюсь на это!!
могу сказать, что игра у нас на 30 минут встала, так как тут и химики нашлись, разложившие на СО решётки Бутан и физики, которые рассказали мне о горении Попилена в вакууме....
не надо так... ещё нет 11 января....
avatar

Mihail

  • 9 января 2010, 00:17
+
0
Мишго, бухать надо правильно, чтоб на такую муйню времени не оставалось! :))))))))))
avatar

Serj

  • 9 января 2010, 13:41
+
0
Когда "ПАСС" - делать нех ;)
avatar

Mihail

  • 10 января 2010, 18:36
+
0
судя по опросу - есть владельцы электромобилей..
Это что за машины?
Или это электропогрузчики? )))))))))))))))
avatar

Power

  • 14 февраля 2010, 19:40
+
0
Троллейбусы))))
avatar

Leonid

  • 14 февраля 2010, 20:17
+
0
упс! точно! я про рогатых и забыл... :-)
avatar

Power

  • 14 февраля 2010, 20:46
+
0
я на 98 на 95 машина детонирует
avatar

Andrei

  • 15 февраля 2010, 19:09
+
0
Андрей, какой у тебя мотор и какая у него степень сжатия?
avatar

Semichev

  • 15 февраля 2010, 20:04
+
0
1.7 валованая всё облегчёное
avatar

Andrei

  • 16 февраля 2010, 20:17
+
0
Андрей, марку и модель ДВС назови
Что значит валовый?
И что облегчено? "всё" слово обширное.
avatar

Semichev

  • 16 февраля 2010, 23:15
+
0
и степень то у мотора какая?
avatar

Semichev

  • 16 февраля 2010, 23:16
+
0
степень тоже облегченная :))))))))))))))))))))
avatar

Power

  • 21 февраля 2010, 14:18
+
0
мотор блок вазовский 78 колено облегчёные шатуны поршня с занижением 3.5 мм облегчёный маховик кольца мале хром коленвал обленчёный с косым сверление всё отбалонсировано подогнано по весу голова пиленая Т образные клапана распредвал мастер мотор с подьёмом 11.4 бошку притачивали
avatar

Andrei

  • 21 февраля 2010, 16:03

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.